Религиозное мышление бывает разное

Революция наша была наиболее сильной критикой религиозного мышления, критикой религиозного миропонимания, критикой тех общественных отношений, которые поддеросивала религия. И теперь, 7 лет спустя после революции, никто не может отговариваться тем, что этим вопросом не нужно заниматься.

Я хотел бы коснуться еще одного момента, который имеет некоторое значение в вопросе о том, почему мы должны бороться с религией. Могут сказать: религиозное мышление бывает разное.

Есть мышление, например, скажем, толстовское. Толстовцы никогда не являлись государственной церковью.

Чем же вредно, если, скажем, человек проповедует, что всем управляет бог, но что этот бог есть просто-напросто любовь?

Это учение тем вредно, что и оно фальшиво отвечает на вопрос об устройстве человеческого общества и отвлекает от того пути, по которому можно добиться перестройки этого общества. Если сказать, что любовь управляет всем миром, то совершенно непонятно то, что происходит на самом деле: на земле господствует борьба, а не любовь. Существует 1900 лет христианство с проповедью любви к ближнему; 1900 лет проповедуется: «люби ближнего своего, как самого себя», или что то же самое, — толстовская непротивленческая формула, что нельзя противиться злу насилием: «если тебя ударят по левой щеке, то подставь правую».

Разве люди когда-либо руководились чем-либо подобным?

Я уверен, что если посадить тысячу человек глубоко верующих христиан и кто-либо подойдет к ним и ударит каждого по левой щеке, то нет сомнения в том, что эти люди не будут спокойно переносить удары и никто из них не подставит для нового удара второй щеки.

 
 

Поделитесь с друзьями!