Таинственный вопрос

В своей «Автобиографии» Дарвин проявляет еще большую нерешительность в этом вопросе. «Таинственный вопрос о начале всех начал для нас неразрешим, и я, со своей стороны, должен удовлетвориться скромным уделом агностика», — пишет он. Для Дарвина характерно, что он до известной степени боялся распространения атеистических идей в массах, которые, как он думал, не доросли, не созрели для правильного восприятия атеизма. В вышеприведенном разговоре Эвелинга и Бюхнера, когда гости заметили Дарвину, что слово «агностик» подходит к салонному атеисту, а атеист — это воинствующий, агрессивный агностик, Дарвин засмеялся и спросил: «Почему же вы так агрессивны?

Разве мы выигрываем что- нибудь от попытки привить эти новые идеи массам?

Все это очень хорошо для воспитанных, образованных, мыслящих людей, но разве массы созрели для этого?»Геккель17 еще в 1902 г. опубликовал в «Общедоступных лекциях» письмо Дарвина (1879 г. ) к одному немецкому студенту, где своеобразный «агностицизм» Дарвина выражен в следующих словах: «Наука и Христос не имеют ничего общего, разве только связь между ними в том, что научное исследование приучает человека осторожно обращаться с доказательствами.

Что до меня лично, то я не верю, что когда-либо имело место какое-либо откровение.

 
 

Поделитесь с друзьями!