В результате зачастую из школы

Я точно так же не буду подробно касаться того (все факты вам известны), какое громадное место в старой системе народного образования занимала церковно-приходская школа, какое громадное значение имел священник в школе.

Священник мог в любой момент аттестовать, охарактеризовать любого учителя со своей священнической, поповской точки зрения так, чтобы этому учителю уже не было места в школе.

Что получалось в результате?

В результате зачастую из школы выходили дряблые люди, у которых в самом сознании была заложена известная раздвоенность.

Такие характеры, которые умели идти напрямик, вырабатывались только путем ломки этой двойственности.

Даже дети, воспитанные в семьях священников, — я беру, например, таких людей, как Добролюбов, как Чернышевский, — дети, воспитанные в глубоко религиозном духе, выбирались из этой среды, из круга этих интересов путем ломки этой двойственности, являющейся результатом двойственности воспитания — научного и религиозного.

Не может быть целостного мировоззрения, когда вы хотите уложить рядом в сознании религиозные взгляды и научное воззрение на мир.

 
 

Поделитесь с друзьями!