Оба способа дефиниции встречаются у Исидора Севильского, придавшего им на Западе статус классических.
Ecclesia convocans et congregans, — Ecclesia convocata et congregata (Церковь созывающая и объединяющая, — Церковь созванная и объединенная); «божественный созыв» и «сообщество созванных»: оба этих смысла подразумеваются апостолом Павлом.
У блаженного Августина оба они присутствуют в одном отрывке.
Активный первый из них, но от этого второй не делается ни менее важным, ни менее необходимым. Именно второй нам чаще попадается у святого Фомы Аквинского, к нему же более привязан Франзелен. Забвение пассивного смысла, или даже просто недостаточное к нему внимание уводит на опасный путь «практического монофизитства».
Опасными последствиями для понимания Церкви чревато исключительное преобладание как одного, так и другого значения.
Оба они с равной необходимостью возникают из всего, что говорит нам о себе Церковь. В соединении обоих значений создается идея Церкви.
Оба значения, более или менее прямо выраженные, присутствуют в классических определениях.
Ecclesia de Trinitate (Церковь Троицы), чья иерархическая миссия в истоке своем восходит к происхождению Божественных Ипостасей; в то же самое время взятая в другом своем аспекте она есть Ecclesia ex hominibus (Церковь из людей).