Церковь есть одновременно

 Как мы видим, два рассмотренных нами аспекта совершенно несводимы один к другому, что, однако, ни в коей мере не делает их взаимосвязь менее тесной. Каждый из них необходимо подразумевается другим; сущностное тождество, сохраняющееся с изменением точки зрения, неоднократно находило себе выражение в парадоксальных формулировках. Так, к примеру, говорят, что Церковь есть одновременно и Супруга Христова, и дщерь Его.

Или же, как говорил святой Амвросий, опираясь на мысль Оригена: та Церковь, что некогда пребывала во грехе, спасается чадородием в вере и любви. «Церковь каждодневно рождает Церковь», — писал святой Беда Достопочтенный. В пределах одного и того же параграфа святой Кирилл Александрийский определяет Церковь и как «мать верующих», и как «множество» или «стадо верующих».

В том же ключе развивается и мысль, выраженная в парижском освятительпом гимне, в котором воспевается материнская власть той, кого Супруг извлек из былого бедствия:Как мы видим, два рассмотренных нами аспекта совершенно несводимы один к другому, что, однако, ни в коей мере не делает их взаимосвязь менее тесной.

 
 

Поделитесь с друзьями!