Дом на вершине горы

И та и другая именуются Домом на вершине горы, и руном Гедеона, и Престолом Всевышнего, и Троном Соломоновым, и Крепостью непреоборимой... И та и другая — Град Господень, Град Царя Царей, мистический Град, воспетый в Псалтири, тысячекратно прославленный.

И та и другая могут называться Женой доброй из книги Притч, Супругой, убранной для Супруга, Женой, враждующей со змием, а также именем великого знамения на небе, описанного в Апокалипсисе: Женой, облеченной в Солнце, победительницей дракона.

И та и другая вслед за Христом называются обителью Премудрости или ее престолом, или даже самой Премудростью.

И та и другая — «мир новый», «чудо творения». И Церковь и Богоматерь покоятся под сенью Христа...

Таким образом, речь идет о чем-то большем, чем простой параллелизм или взаимозаимствование символов. Это большее очень рано вошло в христианское сознание, и позже, от века к веку, на тысячу ладов провозглашалось в искусстве, литургии и литературе: Мария — «идеальный образ Церкви», «таинство», «зерцало, в котором отражается вся Церковь».

Всюду Церковь находит в ней свой прообраз и пример, источник своего происхождения и совершенствования. Ad vicem Matris ejus (Christi), Matris nostrae Ecclesiae forma constituitur (От Матери Его (Христа) Мать наша Церковь приняла образ). Каждый миг своего существования Богоматерь говорит и действует от имени Церкви — figuram in se sanctae Ecclesiae demonstrat (образ в себе показуя святой Церкви) — не тем, что решает что-то за нее, и, разумеется, не явным своим вмешательством, но уже тем, что, так сказать, Мария одна несет и вмещает в себя всю Церковь.

Она, как говорит кардинал Олье, составляет «существо Церкви».

Она — «Церковь, царство и священство в одном лице». Пророчества Ветхого Завета о Церкви получают новое исполнение в лице Девы Марии, образом которой становится Церковь: «Как же прекрасны слова, которые, под видом Церкви, возвещали о Марии!» И напротив, все, что Евангелие говорит о Деве, столь же полно прообразует природу и судьбы Церкви: Sicut Maria, ita et Ecclesia (какова Мария, такова и Церковь).

Во всем, что нам сказано о Богоматери, latent Ecclesiae sacramenta (скрыты таинства Церкви). «Так Дева Мария, лучшая из всех, кто входил в ветхозаветную Церковь, удостоилась стать Супругой Бога-Отца, чтобы чрез это соделаться и образом новой Церкви, Супруги Сына Божьего».

 
 

Поделитесь с друзьями!