Исповедует Пресвятую Троицу

Верующий, конечно же, как мы в этом убедимся в дальнейшем, с полным основанием может или даже должен утверждать, что он верует в Церкви.

Формула эта отнюдь не предполагает одного только «превратного истолкования», которому был свидетелем и которое осудил Торквемада.

Но в то же время, строго говоря, прежде всего сама Церковь верует и исповедует Пресвятую Троицу, именно она уповает на Господа Своего, любит Его и Ему служит. Ее Он милосердно взыскал в изначальных бедах и рассеянии; ее Он искупил бесценной кровью своею, она же в Нем примирилась с Богом; это она Ему верна как супруга супругу своему, это она свидетельствует о Нем, молится Ему, жаждет узреть Его и чает нового Его пришествия: и она же, наконец, воинствует на земле и торжествует на небесах:... Наес fideliter in terns, Sponso adjuvante, militat, et perenniter in caelis, ipso coronante, triumphat» («Она верно воинствует на земле, поддерживаемая Женихом, и вечно торжествует на небесах, увенчанная Им»).

Если Церковь названа святой и кафолической, то именно потому, что вера ее истинна. И как же может утверждать она, что верует в саму себя? Древние говорили о fides ecclesiastica ( «церковной вере»), но она не имеет ничего общего с концепцией «церковной веры» (foi ecclesiastique), возникшей в новейшую эпоху в качестве опровержения янсенистских уловок.

Древние под «церковной верой» понимали просто «веру Церкви», то есть веру, дарованную ей Господом, на которой она зиждется и которою утверждается, веру, которую каждый из нас исповедует лишь мысля себя в единстве со всей Церковью и которой сам всегда приобщен лишь отчасти.

 
 

Поделитесь с друзьями!