Из сегодняшней интерпретации Песни Песней

Те, кто, безоговорочно принимая аллегорию отношений Израиля и Яхве, хотят исключить из сегодняшней интерпретации Песни Песней «все христианские бредни», сами не знают, чего от нас требуют: они хотят, чтобы мы отказались от «нашей Пасхи», дабы вновь сделаться ветхозаветными иудеями. Но это еще не все.

Посредством перемещения другого рода, которое на этот раз было не заменой, но продолжением, «аллегория», в свою очередь, здесь, как и везде, переросла в «тропологию» или «мистику» и принесла плод «морали». И здесь также следует говорить об истинной необходимости подобного развития, поскольку здесь, в который раз, мы сталкиваемся с постоянным законом — «что происходит с Церковью в целом, то происходит и с каждым христианином в отдельности», или, как говорит об этом позднейший комментатор Песни песней отец Мартин дель Рио, «ratio totius a singulis partibus non est aliena» (смысл целого в отдельных частях неизменен). Говоря иначе, духовная жизнь воспроизводит в отдельной душе таинство Церкви как таковой.

Именно в ней в конечном счете это таинство исполняется — совершается, становясь внутренним явлением внутреннего мира. «Vel Ecclesia, vel anima» (Что Церковь, то и душа). Такой вид в сердце христианской веры приобретает древняя формула аналогии между макрокосмом и микрокосмом:

 
 

Поделитесь с друзьями!