Каждый христианин соучаствует в Священстве Иисуса Христа

«Подобно тому, как мы называем христианами всех тех, кто получил при крещении мистическое помазание, нам следует называть священниками всех, кто является членами единого Иерея». «В единстве веры и крещения все достоинства становятся общими...

крестное знамение делает царями всех возродившихся во Христе, помазание Святого Духа всех возводит во священство». Израиль был «царством священников и народом святым».

То же можно сказать и о Церкви, ибо весь Израиль собрался во Христе, едином истинном . Иерее, которому уподоблены все христиане. «Царственное священство», приписываемое Петром и Иоанном всем нам,— не метафора; и тем более нет никаких оснований называть его «мнимым священством»: sacerdotes jure dicimur, quia sancti Spiritus oleo et chrismatis unctione linimur («Мы по справедливости именуемся священниками, ибо умащаемся елеем Святого Духа и миром помазания»); оно есть «мистическая» реальность, реальность, которая не может быть ни превзойдена, ни углублена никаким установлением, никаким дополнительным посвящением, никаким другим священством, ибо она из христианина, члена предвечного Царя и Иерея, соделывает Христа.

 Дева Мария

 Чтобы оценить достоинства этого священства, достаточно вспомнить, что именно в него была в высшей степени облечена Дева Мария. Его нельзя считать священством, так сказать, со скидкой, второстепенным, священством одних только верных: оно есть священство Церкви в целом.

Христианская гордость «мирянина», осознавшего это, может порой нуждаться в привнесении большей ясности, но сама уже не умалится. Такое священство сугубо духовно по своему характеру: Unusquisque ungitur in sacerdotium,— sed est sacerdotium spiritale («Каждый помазывается во священство, но это священство духовное»).

Эпитет «духовное» был избран прежде всего не для того, чтобы обозначить разницу между приношением, которое христианин может совершить сам по себе, и обрядом евхаристической жертвы, но с целью очертить культ Нового Завета по контрасту с «телесным культом» Ветхого.

Еще святой Фома, говоря в свое время о том, что «жертвоприношение Церкви духовно», имел в виду показать, что оно, в отличие от совершавшегося при Законе Моисеевом, «в самом себе содержит духовную благодать»,— ибо уже не просто изображает «тайну Христа», а обновляет и действует ею.

 
 

Поделитесь с друзьями!