Не ограничиваясь

 Греа назвал «изменчивыми покровами обстоятельств и установлений», находит себе обширное и постоянно обновляющееся поле деятельности. Подобно тому, как Слово, воплотившись, стало предметом мирской исторической науки, Церковь остается открытой для социологического анализа.

Не ограничиваясь, однако, одним только анализом, социология легко переходит к критике.

Но и в этом нет ничего противозаконного. Такая критика в отдельных случаях может быть во благо.

Но союз божественного и человеческого — предмет столь тонкий, что весьма часто скоропалительно принимаясь критиковать, можно уподобиться сыну, оскорбляющему родную мать; называть отдельно «социологическую Церковь» — значит подчеркивать более чем сомнительную дихотомию.

Следует также помнить, что и человеческое — являясь необходимым структурным и жизненным элементом Церкви, какой ее возжелал видеть Христос,— есть в основании своем божественное; или, как это выразил один богослов в формулировке не совсем изящной, но обладающей тем преимуществом, что она содержит вызывающее сомнение слово — что уже имеется «социологическое воплощение Тела Христова», составляющее часть его существа.

 
 

Поделитесь с друзьями!