Он должен был бы представлять собой еще одну ступень

 Так могло бы воплотиться то, что Огюст Конт называл «нашей растущей склонностью реально отождествлять почитателей и почитаемые ими существа». Согласно такой интерпретации, претендующей быть философией истории, возрастающий в католицизме интерес к догмату Церкви должен знаменовать собой новый, следом за интересом к христологии и неотъемлемой от нее мариологии, этап отступления от веры в Бога. Он должен был бы представлять собой еще одну ступень долгого процесса имманентизации, который «в конце концов приведет к полному устранению вымышленных существ».

Человек свыкся бы со своей полной и исключительной властью над собой и подготовил бы свой апофеоз. Тогда, возможно, как нам сообщается, «религия Бога, в силу неизбежной диалектической закономерности, сама бы в итоге привела человека к антропологии».

Получается, что, отмечая в догмате Церкви прежде всего догмат Воплощения, католицизм тем самым вошел бы в последнюю свою стадию, приложив руку к ликвидации всякого вообще богословия, ибо заставил бы нас все-таки признать, что религия есть «фантастическая реализация человеческой природы» и что в ней следует видеть «символическое выражение общественной драмы человечества», единственно действительной реальности.

 
 

Поделитесь с друзьями!