Она и мать, она и народ: мать

 Она есть двуединая тайна общения и сообщества: через общение в таинствах она является сообществом святых. Она и рвчарня, она и стадо. Она и мать, она и народ: мать, рождающая нас к божественной жизни, и собрание всех тех, кто, в той или иной степени соучаствуя этой жизни, составляет «Народ Божий».

То есть Церковь — это одновременно и мать наша, и мы сами; и материнское лоно, и некое братство.

Принимая в расчет как первые, так и вторые части этих отражающих закономерную двойственность подхода к Церкви определений, мы в обоих случаях можем называться членами Церкви; однако в применении к первой части каждого их них мы являемся также детьми и подданными ее.

Само имя: Супруга, выражающее ее тесный союз со Христом, предполагает два понимания: с одной стороны, это Сила, причастная величию и святости Христовой, через которую осуществляется Его власть и распределяется благодать Его, с другой же — заблудшая овца, возвращаемая добрым Пастырем на плечах Его; совокупность человеков, некогда пребывавшая в нищете и рассеянии, вывести которую с «извилистых путей» ее пришел Христос и которую, вернув ей целомудрие поцелуем Своим, Он сделал чистейшей супругой Духа Своего; униженная узница, которую Он освободил от оков дьявольских и ввел в Землю Обетованную; грешница, простирающаяся ниц у ног Его, дабы омыть их и самой восстать очищенной; нестойкая супруга, которую Он непрестанно удерживает от духовного блуда, ежечасно очищая и приходя на помощь, как о том поется в литургии Благовещения: «Hodie caelesti Sponso juncta est Ecclesia, quoniam in Jordane lavit Christus ejus crimina» («Ныне с Женихом небесным сочеталась Церковь, ибо в Иордане омыл Христос грехи ее»).

 
 

Поделитесь с друзьями!