Отношении горнего Иерусалима

Приходится видеть обильные плоды, принесенные иллюзиями, которые безусловно вредят чистоте веры.

На самом же деле, как настаивал святой Бонавентура, в отношении горнего Иерусалима неуместны любые аналогии с устройством земного правления: dicendum, quod est simile («следует говорить о том, что [это] не является подобным»). Как в этой же связи учил Фома Аквинский, порядок таинств и их «свойства» всецело принадлежат «богослужению Церкви нынешней», а рассматриваемые в свете грядущей славы, уже не как действия, соответствующие современному состоянию Церкви,— таинства утрачивают свои сакраментальные «свойства», ибо являются принадлежностью «внешнего выражения культа, которое не перейдет в Новую Родину, где ничто больше не будет представлено в своем облике, но все лишь в обнаженной истине».

Выражаясь таким образом, св.

Фома ни в коей мере не умаляет ни роли таинств, ни их могущественной действенности — он только уточняет представление о природе и сфере применения таинств.

Объявить таинства соотносящимися с условиями нашего временного бытия, бытия «странников» («viatores»), отнюдь не значит потрясти основы законной власти.

 
 

Поделитесь с друзьями!