По призыву Бога в путь

В начале мессы священник «вторит» молитвам присутствующих в храме, о чем свидетельствует, в частности, форма множественного числа «quaesumus» («молим»), а также такие выражения, как «Ecclesia tua» («Церковь Твоя»), «popupus tuus» («народ Твой»), «familia tua» («семейство Твое»), хотя завершающее Аминь и произносится только присутствующим народом.

Также и в тайных молитвах священник предстает перед Богом «во главе народа, от имени его и с его приношением», почему и произносит в самом начале: «Orate, fratres... («Молитесь, братия... »).

Это объясняется тем, что месса не представляет собой целиком «ниспосланного от Бога действа», но содержит также и значительный элемент «деятельности человека, вышедшего по призыву Бога в путь со своими земными приношениями и идущего навстречу своему Создателю». Но приношение так бы и осталось пустым «пожеланием», встречи бы не состоялось, не имей здесь место священнодействие, свершение которого не зависит от верующих: оно предполагает Христово могущество и вменяет себе Его заслуги.

Служащий мессу священник, таким образом, говорит от лица всего христианского сообхцеств;а, и поэтому ее можно и должно называть «единым жертвоприношением главы и членов». «Мы делаем приношение совместно со священником; соучаствуем во всем, что он делает, во всем, что он говорит».

Но и в главнейший момент мессы он действует благодатью Христовой, или, используя лаконичную формулу Фомы Аквинского, он молится и совершает проскомидию «in persona omnium» («от лица всех»), но освящает дары «in persona Christi» («от лица Христа»).

 
 

Поделитесь с друзьями!