Работа разума — материя исключительно тонкая

 Что если, вместо того чтобы устремлять взор к объекту веры, вместо того чтобы взывать к средоточию своих надежд, человек обратится вовнутрь себя, сделает себя самого единственным объектом внимания,— не следует ли в таком случае опасаться, что подобное самолюбование, сходное с тем, когда человеку хочется увидеть чужими глазами себя молящегося, заслонит от него то настоящее, во что он верит, на что уповает?

 Не будем приуменьшать опасности. Работа разума — материя исключительно тонкая. Ею высвобождаются грозные силы, ее неизменно подстерегают всевозможные заблуждения.

Сколькими непредсказуемыми путями может просочиться в нее отрава субъективизма! В области жизни духа, и тем более в области веры, как и в жизни физической, опасности нужно ждать отовсюду. Первой защитой от нее служит знание о том, что она есть.

Но чрезмерно сосредотачиваться на опасности не стоит — это отнимает способность действовать. Стремиться избежать всех опасностей — значит бояться ответственности, отказаться от любой деятельности, отказаться от призвания, часто — не отдавая себе в том отчета — заранее признать себя побежденным.

Но если какую-то работу действительно необходимо проделать, никакие опасности не должны воспрепятствовать этому.

 
 

Поделитесь с друзьями!