Слово это может быть понято

Эта двойственность аспектов заключена в самом слове Церковь, «в слове, исполненном тайн». Слово это может быть понято как в активном, так и в пассивном смысле. Ведь в этом громадном «объединении», в кафолической Церкви, можно видеть, с одной стороны, голос, который созывает, и силу, которая объединяет, используя все «инструменты», способные послужить ей для этой цели; с другой же стороны — уже однажды созданное собрание, совокупность тех, кто со всеми своими отличительными особенностями уже когда-то был собран воедино.

История показывает нам, что во все времена оба эти подхода применялись и оба считались одинаково важными.

Наглядно свидетельствует об этой двойственности тот факт, что греческое переводилось на латынь и как convocatio и как congregatio. «Церковь, — писал святой Кирилл Иерусалимский, — потому и называется Церковью, что созывает всех людей и объединяет их в единое целое»; с другой стороны, Феодор Мопсуестийский называл Церковью «всякое собрание верных, право служащих Богу»; святой Амвросий видел в Церкви множество, «собранное из народов языческих», а блаженный Августин видел в Церквах, распространившихся по земле, «объединение людей и народов». «Quid est Ecclesia, nisi multitudo fidelium, universitas christianorum?» («Что есть Церковь, как не множество верных, объединение христиан?») — писал Гуго Сен-Викторский.

 
 

Поделитесь с друзьями!