Верую во святую кафолическую Церковь

 Так что не говорим мы: «Верую во святую кафолическую Церковь» («Je crois en la sainte Eglise catholique»), но опускаем «еп»: «Верю в святую кафолическую Церковь» («Je crois la sainte Eglise catholique»), верю в «жизнь будущего века» и в «воскресение мертвых». В противном случае оказалось бы, что мы веруем в человека, чего допустить нельзя. Веруем мы только в Бога и в Его только величие... ». «Веровать в Бога»,— пишет Фавст из Риеца в отрывке, к которому мы будем еще не раз возвращаться,— «это значит в вере искать Его, на Него уповать благоговейно, порывом высокой любви восходить к Нему.

Когда я говорю, что верую в Него, я исповедую Его, преклоняюсь перед Ним, я всецело доверяюсь Ему и обращаю на Него всю мою любовь».

Немногим ранее в сходных словах изложил свои взгляды святой Августин, и эти места из него также следует снова и снова перечитывать и комментировать. И св. Августин, и Фавст из Риеца оказали заметное влияние на Пасхазия Радберта.

Под их влиянием находились также, говоря о том же предмете, но в более абстрактных терминах и с иной точки зрения, и великие схоласты: св. Альберт с его «tensio fidei» и св. Фома, указывавший на волевое движение в акте теологичной веры.

В писаниях Августина проводится следующее тройственное противопоставление, вполне заслуживающее названия классического: в противоположность простой вере в существование некоей вещи или некоего существа (credere Deum), а также в противоположность вере в чей-либо авторитет, иными словами, признанию истины за кем-либо (credere Deo), вера в Бога (credere in Deum) есть нечто исключительное: только ей ведомы поиск, преодоление душой некоторого пути (credendo in Deum ire — «идти путем веры в Бога»), охватывающий все человеческое существо порыв и, наконец, единение, которые не могут быть обращены ни к одной из тварей.

 
 

Поделитесь с друзьями!