Во всех комментариях

Уместно лишь добавить, как это делал святой Бернард вслед за Оригеном, что, если Церковь есть единство душ, или, скорее, их единодушие, то в конкретной реальности каждая отдельная душа способна лишь на более или менее несовершенное — в зависимости от уровня духовного развития — участие в благах Церкви — благах, которые особо предназначены для нее. Таким образом, все это «особо» относится именно к Церкви.

Во всех этих комментариях, разумеется, аллегорические детали зачастую выглядят немотивированными. Некоторую степень литературного освящения, сообщенную им постоянным повторением в течение долгих веков, не следует путать с цдгоритетом догмы. Можно согласиться с Ренаном в том, что они, эти детали, обнаруживают в своих создателях «богатство воображения, вызывающее порой истинное удивление».

Признаемся даже — часто эти сравнения выглядят весьма избитыми и дешевыми. Расцвеченные ими тексты иногда просто неудобочитаемы для нас.

Красоты отдельно взятых черт недостаточно, чтобы вдохнуть жизнь в образ в целом.

Мы порой действительно не можем искренне следовать за древними «по лабиринту воплощений их фантастических образов», или же «подражать им, когда, с излишней ревностью берясь за дело, они одним махом увязывают ветхозаветные тексты с современной им христианской традицией».

 
 

Поделитесь с друзьями!