Атаки на марксизм православных богословов

Критика научного социализма тогда была, в общем, и в целом связана с критикой социалистических идей вообще, велась большей частью в стремлении предотвратить их проникновение в массы. Второй период охватывает 1900—1917 гг., когда в Молдавии, как и в других районах России, социал-демократическое движение уже успешно развивалось, а идеи научного социализма получали все более широкое распространение. Православные богословы атаки на марксизм усиливали, как правило, в годы максимального подъема революционной борьбы рабочих и крестьян.

Эти два периода различаются и формами идейной борьбы. В первый период научному социализму противопоставлялись традиционные «истины философии религии», почти не подкрепляемые другими «аргументами». Во второй период православная церковь сплошь и рядом апеллирует к доводам авторитетов философского идеализма. Православные богословы все чаще обращаются за помощью к буржуазным историкам и мыслителям. Тот же Ю. Пономарев, например, в статье «Образовательное и воспитательное значение истории в связи с отрицательными взглядами на нее Шопенгауэра и Ницше» неоднократно ссылался на труды П. Милюкова и Н. Кареева. Автор статьи «Верно ли утверждение о наступлении социализма с научной точки зрения?» солидаризируется с выводами ревизиониста Э. Бернштейна, буржуазного социолога

В. Зомбарта, а также с ошибочными тезисами К. Каутского.

 
 

Поделитесь с друзьями!