Дух неверия и атеизма

«Венцом» рассуждений на эту тему можно считать выводы уже не раз упомянутого Дамиана: «Были и есть такие философские школы, которые повышают ценность благ земных,— это материалисты различных толков: они характеризуются одним общим именем — атеизм. Были и есть такие школы, которые возвышают ценность благ духовных,— это идеалисты разных видов». Дамиан и его единомышленники, безусловно, ратовали за приумножение благ духовных, сиречь религиозных, и стремились искоренить дух неверия и атеизма.

Таким образом, во второй половине XIX и начале XX веков, вопреки выводам естествоиспытателей и философов-материалистов, православные богословы продолжали отстаивать религиозную антинаучную идею о сотворении мира и его ограниченности в пространстве и во времени. Вначале XX в. некоторые из них, вслед за «физическими» идеалистами, начали рассматривать материю субъективистски, как «комплекс ощущений», как плод человеческого «я», приближаясь к солипсизму.

Что же касается движения, то многие православные богословы придерживались ньютоновской концепции божественного «первотолчка». В то же время все они, при определенных различиях во взглядах на движение, отрывали его от материи.

 
 

Поделитесь с друзьями!