Позиции религии

Таким образом, при феодализме и, особенно при капитализме (до 1917 г.) православная церковь Молдавии упорно противодействовала прогрессивному развитию науки, литературы и искусства. Движимая мотивом укрепления позиций религии, она стремилась держать народные массы в невежестве, воспрепятствовать распространению революционных идей в крае и тем самым парализовать борьбу трудящихся за свое освобождение.

Войну против марксизма православные теологи продолжали в годы боярско-румынской оккупации 1918 — 1940 гг. Наглядное тому свидетельство — публикации церковных журналов «Вяца Басарабией» («Бессарабская жизнь»), «Луминэторул» («Просветитель») и бельцкой церковной газеты «Крединца ноастрэ» («Наша вера»).

Излюбленным предметом «упражнений» православных теологов Бессарабии по-прежнему являлись попытки опровергнуть идею материальности мира. Один из них, а именно Н. Караман, повторил в статье «Естественные науки и теология» избитый махистский тезис о том, что атомы, дескать, суть всего лишь гипотезы и фикции, но отнюдь не объективная реальность, а закон сохранения вещества якобы уже опровергнут. Он объявил материю реализацией божественной мысли, выразил солидарность с выводом Клаузиуса о неизбежности тепловой смерти Вселенной.

 
 

Поделитесь с друзьями!