Православные теологи Бессарабии

В статье «Доказательство бытия бога с помощью физико-телеологического аргумента» уже встречавшийся нам Е. Лисник пытался убедить читателей в том, что материализм неправ, утверждая идею объективного существования материи и законов ее движения, целесообразности в природе, отрицая бытие бога, человеческой души, добра и зла и пропагандируя тезис, согласно которому в мире все руководствуется слепыми и жестокими законами. В мире, заявлял он, существует нечто большее, чем материя; это есть бог, создавший материю, давший законы миру, установивший целесообразность в природе. Вопреки учению материалистов, духовное не есть физиологический продукт человеческого мозга или же напряженной энергии; духовное не есть продукт материального, человек не произошел от обезьяны.

Е. Лисник, понятно, вульгаризировал материалистическую теорию. Диалектический материализм не отрицает существования ни человеческой души, понимаемой как психический мир человека, ни добра и зла. Вместе с тем марксисты-ленинцы полагают, что слепые законы, собственно, господствуют только в природе. Другое дело объективный характер законов развития природы и общества. Что же касается духовного, то мнения, будто оно — «продукт материального», придерживаются лишь вульгарные материалисты. Духовное, мышление есть свойство особым образом высокоорганизованной материи — человеческого мозга.

 
 

Поделитесь с друзьями!