Религиозно-монархические идеи

Они приветствовали и проводили в жизнь реакционный указ царского правительства от 5 января 1884 г., согласно которому в России было запрещено распространение многих произведений Маркса и Энгельса, Герцена, Лаврова и Михайловского, Щапова и Шелгунова, Флеровского и А. Смита, Сеченова, Гекели и других ученых и писателей. Даже в 1913 г., когда этот указ уже был аннулирован самой жизнью, богословы продолжали поносить труды Маркса и Энгельса, Дицгена и Лассаля, Лаврова, произведения Сергеева-Ценского и Горького, а также сочинения Туган-Барановского, Пшибышевского и Л. Андреева, впрочем, далеко не всегда и во всем прогрессивные.

Руководствуясь религиозно-монархическими идеями, православные богословы превратно истолковывали даже содержание и смысл произведений крупнейших русских писателей. В 1899 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, в «Кишиневских епархиальных ведомостях» В. Курдиновский, П. Орлов и А. Парфениев изображали великого поэта человеком сугубо верующим, в чьих настроениях всегда господствовала искренняя религиозность. Пушкина, лицемерно сетовали они, при жизни несправедливо считали последователем атеизма. Спору нет, у него, как и у всякого мыслящего человека, были горькие минуты разочарования, сомнений, но он не был никогда сознательным проповедником безбожия или безнравственности.

 
 

Поделитесь с друзьями!