Антиобщественность, тунеядство, лицемерие

Антиобщественность, тунеядство, лицемерие, прикрываемые красивыми фразами о чистоте и непогрешимости, характерны для монашества и в наше время.

Своим мистическим, трансцендентным взглядам на цель и смысл жизни церковники пытаются придать наукообразный вид. О том, как это делается, дает представление работа неокантианца А. И. Введенского «Условие позволительности веры в смысл жизни», доводы которой повторяются современными богословами. Поставив вопрос о «логическом» праве верить в смысл человеческого бытия, автор путем своеобразной аргументации приходит

к выводу, что условием такого права является вера в бессмертие. «Если мы не верим в бессмертие, — заключает он, — то нельзя уже верить и в смысл жизни» Дело в том, что смысл всякой вещи, по А. И. Введенскому, непременно находится вне этой вещи; стало быть, смысл земной жизни должен быть вне ее, то есть в загробном существовании, богообщении. Ничто не придает жизни смысла, если не соблюдено указанное условие, и   А. И. Введенский ставит дилемму: или признать наше бытие бессмысленным течением однообразных дней, или уверовать, что действительной смерти нет, что «продолжение следует».

Утверждать, что цель любой вещи — вне этой вещи, значит впадать в антропоморфизм, наделять природу свойствами сознательного существа, ставящего заранее определенные цели.

 
 

Поделитесь с друзьями!