Аскетизм по православно-христианскому учению

Чтобы не быть голословным, обратимся к книге дореволюционного специалиста по аскетике, профессора богословия С. Зарина «Аскетизм по православно-христианскому учению». Излагая восьмиричную схему пороков, С. Зарин характеризует, например, сребролюбие как «привязанность к материальным благам», когда человек употребляет свои силы «на приобретение земных благ, только с этой точки зрения он смотрит на свои отношения ко всему окружающему и даже к богу». Гнев, по его словам, «проявляется в связи со сребролюбием, вообще же он ратует за удовольствия», уныние — тоже «свидетельство о любви к миру». Порок тщеславия означает «возлюбить больше славу человеческую, нежели славу божью»4. Сильнее всего попадает гордости. Страсть гордости, этот корень порочности, самости — «величайший

и самый древний из смертных грехов». «Если в тщеславии выражается собственно только недостаток любви к богу, забвение о славе божьей, — пишет С. Зарин, — то в гордости проявляется уже прямое, решительное и сознательное пренебрежение к божественной славе». Спрашивается: против чего же воюют богословы?

Пресловутая восьмиричная схема воюет с мнимыми пороками. Она выступает, как видим, не против аморальных явлений, заслуживающих осуждения, а против естественных человеческих чувств и стремлений.

 
 

Поделитесь с друзьями!