Коммунистическая концепция цели и смысла жизни

Коммунистическая концепция в противовес трансцендентным учениям о назначении человека полагает смысл жизни в самой жизни, то есть в целях, которые ставит себе сам человек, а не внешняя, потусторонняя сила. В то же время марксистско-ленинское учение о высшей цели человеческого бытия, основанное на диалектико-материалистических принципах, коренным образом отличается от всех предшествующих ему имманентных теорий. Прежние теории страдали известной односторонностью: они видели смысл жизни либо в счастье (Эпикур, Гельвеций, Фейербах), либо в добродетели (Сократ, стоики), либо в исполнении нравственного долга (Кант). Мировоззрение коммунизма не отрицает ни идеи счастья, ни идеи добра, ни идеи нравственного долга. Преодолевая односторонность прежних учений о назначении человека, оно сохраняет эти идеи (естественно, в их новом содержании) в качестве моментов своей концепции цели и смысла жизни.

Домарксистским теориям смысла жизни был присущ индивидуализм. В свое время, в период борьбы молодой буржуазии против феодальных отношений, индивидуализм имел прогрессивное значение. Французские материалисты XVIII века, например, своей теорией «разумного эгоизма» выражали протест против подавления личности тиранией и церковью. Но с тех пор, как буржуазия пришла к власти, индивидуализм потерял прогрессивный характер, став принципом, враждебным обществу.

 
 

Поделитесь с друзьями!