Критика религиозного аскетизма

Критика религиозного аскетизма, далеко идущая по своему демократическому радикализму, характерна для творчества русских просветителей XVIII века и революционных демократов XIX столетия. Родоначальники русской материалистической философии М. В. Ломоносов и

А.   Н. Радищев разоблачали религию и церковь как врагов прогресса и стремились к распространению знаний в среде народа. Атеизм, представленный именами А.    И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, был связан с революционной борьбой за освобождение трудящихся масс. Такой атеизм не мог появиться у «народа-богоносца».

Октябрьская социалистическая революция сказала свое решающее слово и в этой области, превратив «православную» Россию в первую в мире страну массового атеизма, в которой осуществляются величественные идеалы подлинного гуманизма, в том числе идеал человека новой формации.

Коммунистическим идеалом человека является не аскет, лишенный индивидуальности и превратившийся в «дух», а всесторонне и гармонически развитая личность. В своем конспекте книги Фейербаха «Лекции о сущности религии» В. И. Ленин, продолжая мысль, процитированную в начале главы, о том, что человеку нужен человеческий идеал, приводит фейербаховские слова по этому поводу:

 
 

Поделитесь с друзьями!