Православный идеал человека

Православный идеал человека зиждется на двух основных богословских принципах: о греховной испорченности человеческой природы и о необходимости аскетизма для преодоления этой испорченности и достижения состояния «бесстрастия». Человеческая натура, с точки зрения православного христианства, двойственна: плоть и дух, человек внешний и человек внутренний образуют эти непримиримые противоположности, борющиеся меж ду собой с момента грехопадения Адама. В связи с этим раздвоением человек выступает и как природное существо и как существо личное. В качестве природного существа человек есть часть целого, часть «тварного» мира, вселенной; в качестве существа личного он уже не часть целого, но сам содержит в себе это целое. Как личность человек, по учению церкви, — существо единственное, абсолютное, неповторимое, ничем не определимое, рационально не познаваемое. Природное и личное начала переплетаются между собой так тесно, что природа образует содержание личности, а личность выступает в качестве формы существования природы.

Каждый человек теперь есть «смешение личности с природой», или индивидуум. Это значит, что он, будучи обладателем собственной природы, противопоставляет ее природе других людей, являет свою «самость», свое «я», свои специфические черты, Но чем больше человек про являет свою индивидуальность, утверждает себя как индивидуум, тем меньше он характеризуется как личность.

 
 

Поделитесь с друзьями!