Приверженцы церковно-аскетических идеалов

В действительности русский народ никогда не был особым приверженцем церковно-аскетических идеалов, мистицизма, набожности. Великий революционный демократ В. Г. Белинский отмечал, что русский народ вовсе не религиозен по своей здоровой и смышленной натуре; в нем еще много суеверия, которое проходит с успехами цивилизации, но в нем отсутствует пиэтизм, благоговение и страх божий. Уже в начальный период русской истории сквозь толщу религиозных представлений пробивались ростки критического и скептического отношения масс к аскетизму и религии, отраженные в народных сказках и былинах. Герои многих старинных былин и сказок характеризуются жизнерадостностью, представляют собой цельных, живых людей, далеких от любезного профессору-архимандриту Тихону монастырского устава. Эти герои отрицают всякие суеверия, не верят «ни в сон, ни в чох, ни в вороний грай».

Исследования истории русского свободомыслия показывают, что начиная с XV века в нашей стране формируется сильное гуманистическое движение, связанное с борьбой демократических слоев общества против засилья церкви и феодальной реакции. Русская гуманистическая мысль развивалась в силу исторических обстоятельств в значительной мере подспудно, не вызвав того резонанса, каким пользовался гуманизм в Западной Европе.

 
 

Поделитесь с друзьями!