Протест угнетенных

Угнетатели стремились не только подавлять протест угнетенных, но также утешать их райской наградой за земные страдания, подрывая тем самым их революционную решимость. «Кто утешает раба, вместо того, чтобы поднимать его на восстание против рабства, тот помогает рабовладельцам», — такова ленинская оценка религиозного утешительства.

В личном плане, в отношении умиротворения души отдельного человека, снятия страха перед смертью церковное утешение вредно и антигуманистично потому, что расслабляет человека, подчиняя его власти несбыточных иллюзий. Костыли религиозного утешения помогают известной части советских граждан держаться в состоянии определенного душевного равновесия, но здоровым людям, как известно, костыли не нужны. Утешительный самообман мешает человеку смотреть прямо в глаза действительности и достойно заканчивать свой жизненный путь. Примечательно, что церковники, сея свои утешительные иллюзии, считают людей слабыми, безвольными существами. В одной из проповедей, произнесенных в

Преображенской церкви в Москве, проводилась мысль, что человеку знать свое будущее не только не нужно, но Даже вредно. Развивая этот тезис, проповедник поучал, что люди, «нагими рождающиеся и нагими уходящие из этого мира», подвержены болезням и страданиям. Всем надлежит умереть, причем с каждым мгновением мы приближаемся к неизбежному для нас часу смерти.

 
 

Поделитесь с друзьями!