Религиозное утешение

Однако религиозное утешение имеет ложный, призрачный характер. Проповедь бессмертия и загробного воздаяния дает «успокоение», но это утешение вредно и реакционно как в широком общественном плане, так и в плане исцеления «страждущей» души, в частности преодоления страха смерти. Религиозное утешение вредно в широком плане потому, что в условиях эксплуататорского общества оно примиряет массы с социальным гнетом, приучает их терпеть страдания и лишения и мешает ям обрести действительное утешение на путях революционной борьбы за лучшее будущее. При социализме оно отвлекает трудящихся от активного участия в строительстве новой жизни.

Утешительство, сильнее всего из всех мировых религий развившееся в христианстве, связано с расколом общества на классы. На ранних ступенях исторического развития представление об индивидуальном бессмертии не заключало в себе ничего утешительного. Древним грекам, например, оно казалось неотвратимой судьбой и даже несчастьем. Загробное царство они считали ужасным, населенным бесцельно блуждающими тенеобразными существами, лишенными чувств и мысли. С появлением антагонистических классов эксплуататоры иллюзию бессмертия поставили на службу утешению порабощенных. Сложилась вера в загробное воздаяние — явление, чуждое доклассовому обществу, имеющее свои социальные корни в бессилии эксплуатируемых в борьбе с эксплуататорами.

 
 

Поделитесь с друзьями!