Строители новой жизни

Подобная проповедь подавляет волю трудящихся, мешает им осознать себя как строителей новой жизни. В труде, как его понимает церковь, нет творчества, радости, наслаждения. Если иной верующий и относится творчески к своим производственным обязанностям, он это делает не в силу своих религиозных убеждений, а вопреки им. На творчество его вдохновляет социалистическая действительность, а не религия, которая сковывает трудовое дерзание человека.

Что касается заповеди из послания апостола Павла «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь», то она не тождественна социалистическому лозунгу. Она отражала требования известной части трудящихся древней Римской империи, входящей в состав раннехристианских общин. Этой частью не были рабы. Рабы, составлявшие основную массу первых христиан, ненавидели труд, не надеялись на свои силы и мечтали об установлении с помощью божественной силы таких порядков, при которых не нужно будет работать. Настроения этой наиболее

обездоленной группы трудящихся выражены в евангельской проповеди о птицах небесных, которые не сеют, не жнут, не собирают в житницу, ибо их питает «отец небесный». Выдающееся во всей эпохе конца античного мира требование трудовой повинности. — отмечал академик Р. Ю. Виппер, — существует в определенной классовой и профессиональной среде — мелких ремесленников», а также земледельцев.

 
 

Поделитесь с друзьями!