Благотвори и ненавидь

«Не слишком смотри на небо, — говорилось в ней, — посмотри — рядом для твоей сестры строится новый публичный дом. Не благотвори и ненавидь благотворительность, это мошенническая сделка буржуа с богом, которому они хотят заплатить две копейки со ста». Обращение христианства к жизни, к проблеме социального переустройства проповедовал епископ Антонин (Грановский) и другие представители обновленчества.

Возникла и стала распространяться, главным образом среди приходского духовенства, идея Христа — «первого социалиста». Один воронежский священник, выступая на делегатском совещании Всероссийского крестьянского союза в ноябре 1905 г., утверждал: «Я думаю, что если бы Христос был жив, то он был бы среди нас. Он всегда стоял за угнетенных. Он был первый социалист»3. В Баку, Тифлисе и других местах отмечены призывы совместить «служение Христу» со «служением революции».

Программные требования либерально-обновленческого движения начала XX в. прежде всего сводились, таким образом, к изменению социально-политической ориентации церкви, соответствующей новому, капиталистическому этапу развития страны. Выход из-под опеки самодержавия, отказ от компрометирующего православие обожествления царской власти, предоставление церкви независимости — все эти требования церковных прогрессистов отражали интересы либеральной буржуазии, заинтересованной в большом динамизме и приспособленности русского православия к духу времени.

 
 

Поделитесь с друзьями!