Дальновидные и недальновидные церковные либералы

«И дальновидные и недальновидные церковные либералы видели, — отмечает деятель обновленческого раскола Б. В. Титлинов, — что самодержавие идет к упадку, что оно окончательно дискредитировало себя в народном мнении и что на сцену выступает активная общественность, с которой надо серьезно считаться. Если в этот критический момент церковь останется в прежнем положении, то она неразрывно свою судьбу с судьбой самодержавия. Надо освободиться от этих тягостных уз и перейти на церковно-общественную платформу, опереться на церковное общество: вот основная мысль либерально-церковного направления»2. В феврале 1905 г. группа церковных деятелей, связанных с председателем Комитета министров С. Ю. Витте, подготовила и внесла в созданное при председателе комитета Высшее правительственное совещание записку «О современном положении православной церкви». Повторяя слова Ф. М. Достоевского «русская церковь в параличе», записка отмечала резкое падение авторитета православия, вызванное «изгнанием из церковной жизни принципа соборности» и «нарушением равновесия» между церковным и государственным организмом, наступившим со времени реформ Петра I.

 
 

Поделитесь с друзьями!