Метод политической оппозиции

«Метод политической оппозиции, — пишет У. Флетчер, — оказался губительным, и церковь в период патриаршества Тихона быстро перешла на позиции политического невмешательства»К Для посланий Тихона, отмечает А. А. Боголепов, характерна «одна и та же тенденция аполитичности церкви».

В этом курсе аполитичности было много лицемерия и политиканства. Достаточно сказать, что заявления Тихона, содержавшие мотивы невмешательства церковных деятелей в политику и сделанные им до 1923 г., в частности «Послание о прекращении духовенством борьбы с большевиками» от 25 января 1919 г., не мешали ему вести ожесточенную борьбу с Советской властью. Да и после деклараций 1923 г. глава патриаршей церкви и его окружение в своем «нейтральном» отношении к советскому строю не всегда были искренними и последовательными.

Прогресс советского общества вынудил церковь отказаться от формулы аполитичности и перейти на позиции лояльности в отношении социалистического государственного и общественного строя. Эта новая церковная ориентация предполагала признание Советской власти и необходимость политического регулирования религиозно-церковной жизни с ее стороны. Осуществление ее возглавил митрополит (затем патриарх) Сергий (Страгородский).

Первое время после того, как митрополит Сергий встал во главе церкви, он придерживался тихоновской концепции церковно-государственных отношений.

 
 

Поделитесь с друзьями!