Процесс секуляризации

Процесс секуляризации выражается в своеобразной дифференциации населения, раскрытие которой имеет принципиальный смысл для понимания места религии в советском обществе и ее будущего. Основной состав неверующих по ряду характеристик, играющих важную роль в деле общественного прогресса, противоположен основному контингенту верующих. Наивысший показатель атеизма и неверия характерен для социальных групп, которые составляют авангард общественного труда; с самым низким показателем мы встречаемся среди лиц, не связанных с общественным производством, — домохозяек, инвалидов, пенсионеров и т. п. Если большинство неверующих представлено молодыми поколениями, то основной костяк верующих — лица старших возрастов. В противовес верующим, в среднем имеющим минимальный образовательный уровень, большинство неверующих имеет максимальный уровень образования. Это обстоятельство вынуждает церковь активизировать свои усилия по поднятию престижа религии среди различных слоев населения.

Докладывая патриарху и синоду о Всемирной конференции в Женеве «Церковь и общество» (1966), митрополит Никодим говорил, что «плюрализм идей, многообразие влияний, рассеянность современного уклада жизни нередко отдаляют человека нашего времени от бога, а христианство обнаруживает себя не только раздробленным, но и сжимающимся телом, соприкасающимся с атеизмом и религиозным безразличием.

 
 

Поделитесь с друзьями!