Профессор Московской духовной академии

Профессор Московской духовной академии И. Н. Шабатин в своем курсе лекций по церковной истории, прочитанном в 1959 г., определил обновленчество как «пресвитерианский раскол рационалистического типа». Архиепископ Сергий (Ларин) в диссертации «Обновленческий раскол» (1962 г.) критикует обновленческое движение в основном за «незаконный захват власти», отмену патриаршества, ограничение власти епископата и тому подобные церковно-канонические нарушения. Спустя некоторое время «Журнал Московской патриархии» отметил лишь нарушение мира и единства церковного со стороны православных реформаторов 20-х годов.

Этим довольно радикальным пересмотром прежних позиций в оценке бывших противников дело не ограничилось. Выступая с докладом «Требования и уместность богословия по отношению к социальным революциям нашего времени» на Всемирной конференции в Женеве «Церковь и общество» (1966 г.), профессор-протоиерей

В.   М. Боровой в числе богословов «революции и развития» назвал видного деятеля обновленческого движения, его историка и теоретика Б. В. Титлинова.

Ограничивая область критики обновленцев в основном их действиями в сфере церковного управления, Московская патриархия сейчас обрушивает свои удары и на правые расколы 20—30-х годов — «григорианский», «иосифлянский», «даниловский» и др.

 
 

Поделитесь с друзьями!