Религиозные экстремисты

Религиозные экстремисты стремятся поставить русскую православную церковь в политическую оппозицию к государству. Лояльность церковного института они называют «предательством епископата». Отождествляя современную социально-политическую ориентацию православной церкви с прислужничеством ее в отношении царского самодержавия, они ратуют за возврат духовенства «на спасительную стезю, завещанную патриархом Тихоном». Своими выступлениями архиепископ Ермоген, Н. Эшлиман, Г. Якунин тянут церковь назад, к тем временам, когда православие еще не встало на путь эволюции применительно к новым социальным условиям.

Зарубежная пропаганда неоднократно пыталась выдать те или иные антиобщественные элементы из числа верующих или служителей церкви за представителей «истинного православия». Так получилось и с современными религиозными экстремистами. Архиепископ Сан- Францисский Иоанн в своем предисловии к трактатам

А.   Левитина (Краснова) не преминул объявить последнего «выразителем подлинного церковного сознания». Р. Штупперих считает «акцию двух московских священников» отражающей мнение широких слоев духовенства и верующих. Оппозиционные элементы

Оппозиционные элементы не имеют сколько-нибудь значительной поддержки в русской православной церкви. Церковный центр, епископат и клир осудили действия, направленные на ухудшение нормальных отношений между церковью и государством.

Внешнеполитические акции русского православия

На основе нового церковного курса на поддержку советского социалистического государства формировалось отношение русского православия к важнейшим политическим проблемам современности. Изменение внутреннего аспекта политической ориентации религиозной организации привело к соответствующему пересмотру и внешнего аспекта этой ориентации.

В прошлом церковь активно поддерживала захватнические планы царизма. Освящая империалистические устремления буржуазно-помещичьих кругов России, епископ Анастасий говорил на одном из приемов, обращаясь к Николаю II: «Быть может, твой щит заблистает не только у врат Цареграда, но изъемлет и драгоценнейшую святыню гроба господня из рук неверных». Духовенство благословляло внешнеполитические акции самодержавного государства как средство «излечения от революции». Когда началась первая мировая война, протопресвитер военного и морского духовенства Г. И. Шавельский писал своим подчиненным: «Одна из величайших милостей, явленных господом в настоящую кровопролитнейшую войну нашей родине, — это усмирение вражды в земле нашей».

 
 

Поделитесь с друзьями!