Русские реформационные движения

Еще русские реформационные движения XIV—XVI вв. (ересь стригольников, новгородско-московская ересь, учения Матвея Башкина, Феодосия Косого и др.) требовали возрождения раннехристианской церкви, идеализировали нравы апостольских времен. Митрополит Сергий, имея в виду отделение церкви от государства в результате социалистической революции, писал, что «простой православный народ. склонен видеть в происшедшей перемене не гонение, а скорее возвращение к апостольским временам.»2. Особенно много о восстановлении «правды Христовой» в процессе церковной реформы говорили обновленцы 20-х годов.

Ссылка на святоотеческие традиции призвана играть роль гарантии, что церковное обновление не есть отступление от православия. Как пишет западногерманский журнал «Herder Korrespondenz», суждения о возвращении к традиции отцов церкви «имеют значение паллиатива, направленного против критиков из лагеря консерваторов».

Так проявляется активная роль института церкви в деле приспособления религии к изменившимся условиям.

 
 

Поделитесь с друзьями!