В услужении у государства

При царском правительстве, отмечалось в сборнике, церковь находилась в услужении у государства, тем самым «церкви как живому телу, отделенному от государства, был нанесен смертельный удар». Значение Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 23 января (5 февраля) 1918 г. усматривалось в том, что он «снял тот гнет, который лежал над церковью долгие годы.

Линия критики церковно-государственных отношений прошлого, намеченная сборником «Правда о религии в России», оказалась господствующей и на протяжении последующих лет. Священнику М. Зернову принадлежит образное сравнение, сделанное им в 1945 г.: в царское время «церковь, подобно чистой горлице в когтях свирепого коршуна, страдала под олекой самодержавия»4. То же самое, только академическим языком, выразил профессор Московской духовной академии И. Н. Шабатин в 1967 г.: «Церковно-государственные отношения теоретически основывались на декларировании правительством православия как «особо покровительствуемого и первенствующего вероисповедания в Российской империи», практически на полном подчинении высшей церковной власти, ее святейшего синода, «видам» и намерениям царской власти, на неполноправности синода даже в сугубо церковных делах».

Бросается в глаза односторонний характер оценки политической линии русского православия в прошлом.

 
 

Поделитесь с друзьями!