Создается единое образовательное пространство Русской Православной Церкви

2VSN_9412-1200

В середине этого месяца Священный Синод подписал сразу несколько важных документов, направленных на реформирование духовного образования в России. Во-первых, было решено расширить  программы, предназначенные для дистанционного обучения. Во-вторых, привлечь ведущих профессоров богословия из Москвы и Санкт-Петербурга к аттестации студентов из регионов. В-третьих,  систематизировать курсы повышения квалификации преподавателей духовных школ.

Такие курсы были и раньше, но теперь им собираются придать более упорядоченный и систематизированный характер. В прошлом для того, чтобы повысить квалификацию, преподавателям из регионов приходилось ездить в Москву, теперь же будет  разработана  программа, позволяющая улучшить свои навыки в родной области. В частности, для этого планируется  ввести несколько дистанционных программ. Пока у Русской Православной Церкви есть только опыт поведения дистанционных семинаров. Сейчас необходимо его систематизировать и поставить на поток.

Над программой будет работать Учебный комитет Русской Православной Церкви под управлением архиепископа Верейского Евгения. Ни у кого, кто хорошо знает этого человека, не возникает сомнений  в том, что  вскоре дистанционные программы и курсы повышения квалификации станут частью повседневной жизни духовных школ. Пока российские семинарии очень разнородны и дают разные по своему уровню знания. Поэтому создание данной системы является для России первостепенной задачей.

Что касается оплаты труда работников духовных образовательных учреждений, то здесь тоже ожидаются определенные изменения.  С введением новых правил семинариям придется перейти на штатно-окладную систему оплаты труда.  Она действует сегодня во многих учреждениях, однако до настоящего времени нет четких предписаний касательно того, как должен оплачиваться труд профессоров. То есть до настоящего времени каждая семинария сама брала на себя этот вопрос и решала  его по-своему. Где-то профессорам платили за часы занятий. Эта система оплаты не столь  выгодна для семинарии, так  как преподаватель в меньше степени заинтересован  во внеаудиторной работе.  Он может просто прийти, отчитать час лекций и уехать, как ни в чем не бывало. Как только преподавательский состав будет переведен на штатно-окладную систему,  профессора  станут более заинтересованы  в том, чтобы выполнять дополнительные обязанности и  принимать личное участие в судьбе своих воспитанников. Это в свою очередь приведет к повышению качества образования.

Все реформы будут проводиться постепенно. Быстро изменить систему невозможно, так как в стране сегодня наблюдается очень большая нехватка  преподавателей духовных дисциплин. По статистике, большинство из них работает  по совместительству и в мирских, и в духовных школах, часть параллельно выполняет свои обязанности в  приходах или монастырях. Финансовые возможности некоторых учебных заведений тоже оставляют желать лучшего. Именно поэтому Священный Синод дает всем время на то, чтобы решить этот вопрос мягко, без  значительных жертв.

В целом, требования Священного Синода  совпадают внешними требованиями Министерства образования России, которое также указывает на то, что основной состав в учебных заведениях должен состоять из  постоянных, а не приходящих профессоров. На практике это будет означать, что трудовая книжка преподавателя будет находиться именно в стенах семинарий, и что статус профессора будет восприниматься не как просто дополнительный источник заработка,  а  как наиболее  важная сторона жизни.

 
 

Поделитесь с друзьями!