Философствующие богословы

Наконец, в русле диалектического материализма было сформулировано определение, согласно которому «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Ко всем этим научным положениям философствующие богословы отнеслись резко отрицательно. Их труды изобилуют выпадами против выводов ученых и философов — материалистов, а в то же время наполнены панегириками в адрес идеалистов всех мастей. Так, в одной из редакционных статей «Кишиневских епархиальных ведомостей», озаглавленной «Содержание и характер апологетики св. Иустина», упорно превозносилось учение о сотворении мира богом, отрицалась и осуждалась идея вечности материального мира.

Миф о сотворении мира богом старался защитить в 1872—1873 гг. также бессарабский богослов, писавший под псевдонимом Неофит, автор «Зерцала беспечных философов», посвященного развенчиванию атеистических, по его мнению, воззрений Вольтера, а заодно взглядов ученых и философов-материалистов, на которых ссылался великий французский просветитель. Неофит отвергает заимствованный Вольтером у Лукреция тезис: «Из ничего не бывает» и утверждает, что люди, не располагая уже существующей материей, действительно ничего совершить, не могут, но бог «мог сделать мир из ничего».

 
 

Поделитесь с друзьями!