Идеи материализма и атеизма

В то же время богословы нередко вынуждены были признавать, что идеи материализма и атеизма, научные идеи завоевывают умы все большего числа людей. «Материализм как тать ночной, незаметно подкрадывается под хранительницу всего святого, кое-где дух времени открыто глумится над тайнами спасения»,— писал А. Пархомович. Теперь возобладали идеи не только отрицания христианства, но и отрицания всякого религиозно-нравственного миросозерцания,— читаем в одной из редакционных статей «Кишиневских епархиальных ведомостей» за 1878 г. Наше время, печалился автор статьи «На рубеже новой жизни», «есть время всеобщего увлечения материальной культурой и ее поразительными успехами, граничащими почти с чудом». Дамиан констатировал весьма неприятный для церкви факт: «неверие захватывает в своем распространении и верхи и низы общества», «материалистическая теория доминирует в наши дни».

По существу православные богословы пришли к уяснению того, что вся история человеческого познания наполнена беспрерывной борьбой между наукой и верой, между материализмом и идеализмом. Материалисты всегда были, и будут появляться «до скончания века сего»,— полагал Неофит. Материализм, отмечал А. Л. Крылов, не есть порождение только нашего времени, он так же древен, как и попытки людей решить вопрос о происхождении вселенной. Вместе с тем оба они верили в вечность религии и религиозного познания.

 
 

Поделитесь с друзьями!