Изменение подхода к оценке религиозных направлений

Прошло около сорока лет. В 1911 г. богослов Е. Лисник уже призывал православных не смеяться не только над католиками, но и над мусульманами, ибо «смеющийся так смеется над самим собой». «Все религии содержат в себе долю основной истины»,— вторил ему богослов С. А. Арвентьев в 1915 г.

Такое изменение подхода к оценке религиозных направлений выражало, в частности, стремление защитников веры подкрепить идею всесилия религиозного познания, якобы способного удовлетворить все потребности человечества.

Колоссальные успехи научного познания мира, достигнутые в XIX и начале XX в., заставили богословов несколько пересмотреть свое отношение к светским наукам. Еще в начале 70-х годов Неофит, видевший в человеке существо само по себе слабое и тупоумное, неспособное познавать мир без помощи бога, отрицал силу рационального познания, успехи современной науки. Разум, полагал он, почти ничего не знает о природе и человеческой душе, хотя сегодня знает больше, чем вчера; не знает он, например, каково расстояние между Землей и планетами, какова величина мирового океана, причины приливов и отливов, изменений погоды, дуновения ветров, не знает, из какой материи производятся насекомые, как образуется в недрах земли золото, никогда не раскроет малейшие свойства в атоме.

Несколько иное отношение к науке наблюдается у преемников Неофита.

 
 

Поделитесь с друзьями!