Конфликты между церковью и светскими землевладельцами

Другими грамотами монастыри наделялись независимостью от местных властей. Так, в 1606 г. господарь Иеремия Могила дал Побратскому монастырю грамоту, в которой говорилось: «никто из слуг нашей милости: великий ватав, или глобник, или душегубинар, или кто-либо другой не может входить в святой монастырь притеснять или брать налог, или докучать ему подводами, или лошадей для гонцов пусть не берут, ни скота да не берут в дань за другие села и ради чужих людей, только заботятся об уплате своей дани. А кто будет досаждать без ведома моей милости, то даем право настоящей грамотой изгонять их силою бияша их прутием».

Многие грамоты давали монастырям право разыскивать, возвращать обратно и строго наказывать беглых крестьян. Такого рода грамоту, чье действие распространялось на крестьян, бежавших после 1606 г., выдал, например, в 1612 г. Побратскому монастырю господарь Стефан Томша. В 1622 г. он же установил 11-летний срок сыска беглых крестьян. Уложение 1646 г. предоставляло феодалам право искать беглых бессрочно. Впрочем, оно долгое время не считалось единственным обязательным законом.

Благодаря вмешательству государственной власти в пользу духовенства, как правило, разрешались конфликты между церковью и светскими землевладельцами, возникавшие обычно из-за чрезмерной жадности «святых отцов». Остановимся лишь на нескольких подобных случаях.

 
 

Поделитесь с друзьями!