Ложные доказательства Неофита

Кроме того, по Синимскому, чувство высокого и прекрасного порождается «исключительно субъективными условиями самой души»; это — высшая жизнь человеческого духа, здесь «не может быть материального следа».

Своеобразную попытку опровергнуть материалистическую гносеологию сделал Неофит. Как и П. Синимский, он признавал, что в познании окружающих предметов неоспорима роль ощущений, но считал их недостаточными для познания «вечных и непреложных истин, не имеющих никаких с чувством отношений». Полное отвержение универсальности материалистической теории познания Неофит пытался оправдать серией ложных доказательств. Любая материя, рассуждал он, делима, это касается и материи мозга. Следовательно, каждая малейшая частица материи мозга должна содержать «понятие» о мире, что, однако, невозможно. К тому же вся материальная часть наша, то есть составляющая нас материя, переменяется и возобновляется столь быстро, что менее чем в двадцать лет в нас уже не остается ни малейшего атома от прежнего тела. Между тем человеческая душа остается неизменной, не исчезает она и после смерти тела. Таким образом, даже «по самой чистой физике» материи невозможно быть мыслящей. Если бы мозг мыслил, то и все материальное могло бы мыслить. Однако механическая причина производит только механическое действие. По этой причине материя не может быть причиной наших ощущений.

 
 

Поделитесь с друзьями!