Миф о сотворении мира богом

Неофит обрушивается на выдающегося голландского материалиста Б. Спинозу за то, что тот растворил бога в материи, то есть стал на позиции материалистического пантеизма. Вопреки Спинозе, полагает он, материя есть «творение беспредельного разума».

Аналогичные суждения высказывали другие сотрудники «Кишиневских епархиальных ведомостей». Так, в редакционной статье «Заметки из религиозной и церковной жизни западноевропейской» дарвинизм характеризовался как «научная ересь», а дарвинисты — как «легкомысленные ученые», которым, дескать, надо учиться у «настоящего ученого» — физика, придерживавшегося агностических взглядов, Э. Дюбуа-Реймона. В том же журнале М. Грифцов утверждал, что учение Дарвина есть «только предположение, принимаемое им и другими на веру», и вместе с тем с горечью отмечал, что, уверовав в дарвинизм, некоторые кишиневские семинаристы отказались от служения религии.

С конца XIX в. философствующие богословы резко усилили критику учения о материальности мира и его объективном существовании. Со злобными нападками на материализм и вообще науку выступил в 1909 г. директор народных училищ Бессарабской губернии богослов А. Л. Крылов.

 
 

Поделитесь с друзьями!