Митрополит Мардарий

Последние владели в городах и селах страны большим числом лавок. В конце XVI — начале XVII в. значительная часть торговли Молдавии с Польшей оказалась в руках митрополита Мардария. Торговля приносила церквам и монастырям тем большие доходы, что они освобождались от таможенных пошлин.

Представители духовенства не чуждались и такого «богопротивного» занятия, как ростовщичество.

Источником значительных доходов для духовенства стали различные «свящейные реликвии» (иконы, мощи и др.), привлекавшие массу верующих. Уже упоминалось о мощах Иоанна Нового в одной из церквей столицы Молдавии. Различными «реликвиями» обзаводились и другие храмы и обители. Так, Сучевицкий монастырь славился «чудотворной» иконой св. Николая, Слатинский — головой Григория Богослова, челюстями Златоуста и пальцем св. Анны. В ясской церкви Трех святителей, построенной господарем Василием Лупу (XVII в.), хранились мощи св. Параскивы. Многими «священными реликвиями» располагал Путнянский монастырь: «чудотворной» иконой богоматери, частицей мощей и кусочком рубахи св. Стефана, пальцем св. Даниила, куском черепа св. Геннадия, обломком челюсти с тринадцатью зубами св. Рафаила и пр.

Еще одной важной статьей доходов крупного духовенства Молдавии являлась симония — плата за возведение мирянина в сан священника. Затем каждый такой священник обязан был ежегодно дарить епископу по 200 аспров и ценные вещи.

 
 

Поделитесь с друзьями!