Отношение к науке, литературе и искусству

В эпоху феодализма религия была составной частью культуры народов и как таковая играла важную роль в их культурной жизни. Тогда, отмечает Ф. Энгельс, «монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и самообразование приняло тем самым преимущественно богословский характер. А это верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя».

Сказанное Ф. Энгельсом полностью применимо к характеристике молдавской культуры эпохи феодализма. При церквах и монастырях княжества возникли первые в стране школы, в монастырях начали вести первые летописи, а сами церковные здания и предметы культа в значительной мере отразили уровень развития молдавского средневекового зодчества и живописи. В XIV — XVIII вв. духовенство составляло большинство среди образованных людей страны. Есть все основания полагать, что в XIV —XVI вв., а в какой-то мере и в последующие два столетия, по-своему противостоя засилью фанариотов в стране, некоторые деятели православной церкви сыграли известную позитивную роль в развитии просвещения и искусства в Молдавии.

Вместе с тем культура, отстаиваемая и пропагандируемая церковью, была в основном религиозной культурой, враждебной подлинной науке и светской культуре.

 
 

Поделитесь с друзьями!