Религиозная автономия

Пользуясь религиозной автономией, предоставленной ей турецкими поработителями, Молдавская православная церковь по-прежнему обогащалась.

Казалось бы, обильные дарения молдавских господарей и других феодалов «своей» церкви должны были со временем удовлетворить аппетиты духовенства. Но оно неуклонно стремилось любыми способами приумножать богатства православной церкви. Один из них — покупка земли. Так, в 1548 г. Романская епископия приобрела за 150 татарских злотых шестую часть богатого с. Ортешты у резеша П. Оартэ, в 1586 г. — часть с. Жугарешты за 580 татарских злотых и 90 злотых, в 1592 г. — часть с. Поенары у одного резеша за 30 татарских злотых. Село Уринчешты, которое не смогло уплатить 70 000 аспров государственного налога, Петр Хромой продал митрополиту Г. Могиле. Нуждаясь в деньгах, торговцы из г. Пятра Нямц уступили в XVII в. Бисериканскому монастырю дубраву за 200 чеканенных леев. Вторым способом обогащения Молдавской православной церкви был, как уже сказано, прямой захват земель, принадлежавших крестьянским общинам, резешам, а иногда и боярам. Такие насилия порождали массу тяжб, многие из которых длились десятилетиями, причем разрешались, как правило, в пользу церкви. Священнослужители и монахи обогащались также, участвуя во внутренней и внешней торговле. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас многочисленные господарские грамоты, выданные монастырям и церквам.

 
 

Поделитесь с друзьями!